Путь в трёх измерениях...

EFIS и загрузка информации о Воздушном Пространстве РФ в Stratomaster Enigma

EFIS - что это такое?

Electronic Flight Instrument System, featuring a basic Flight Management Computer (FMC) and glass-cockpit style Navigation Display of the selected route. Для тех кто не знает английский язык - это специализированный компьютер на экран которого выводится вся информация о параметрах полёта и который существенно облегчает самолётовождение, определение положения на местности и в пространстве воздушного судна и позволяет с лёгкостью выполнять полёт по заданному маршруту.

Но обычно этот прибор выводит на экран не только параметры полёта, но и параметры работы двигателя летательного аппарата. Теперь пилоту не нужно сканировать глазами несколько приборов, а достаточно бросить взгляд в одно место, чтобы получить полную информацию о состоянии воздушного судна.

На рынке продаётся большое количество EFIS разных производителей. Можно найти то что тебе нужно и позволяет твой кошелёк. Однако при выборе прибота обязательно стоит обратить внимание на те воздушные карты и данные о воздушном пространстве, которые могут быть загружены в прибор, чтобы использовать его в полёте. Чтобы планировать полёт в обход действующих зон ограничений, планировать полёт по МВЛ.

Достаточно долго это можно было сделать только используя GPS-ы компании Garmin, в которые компания Брифинг Плюс умеет загружать аэронавигационную информацию воздушного пространства РФ, площадки и аэродромы. А для EFIS-ов, которые устанавливаются на воздушные суда подобной информации просто неоткуда было взять и получается, что эти приборы использовались не в полную меру своих возможностей.

При подготовке перелёта по маршруту Москва - о.Чкалова мне в голову пришла мысль, что весьма неплохо было бы установить на дельталёт EFIS с авиагоризонтом, поскольку дорога дальняя и вероятность попадания в условия при которых авиагоризонт необходим была существенно отлична от нуля. Таким образом, возник вопрос - какой из EFIS-ов выбрать, какого производителя? При выборе определяющими для меня критериями была цена прибора и возможность загрузки в этот прибор информации о воздушном пространстве. А по таким критериям выбор прибора был однозначен - это EFIS Stratomaster Enigma южноафриканской компании MGL Avionics. Тем более, что российский дилер этой компании был известен и надёжен.

Дело было за малым - научиться загружать в прибор информацию о зонах и районах, МВЛ, точках воздушного пространства, посадочных площадках и аэродромах РФ. В качестве источника такой информации я решил использовать информацию, которую любезно предоставляет для пилотов АОН РАОПА - Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов. Правда инфомация предоставляется для отображения в программе GoogleEarth, но изготовление конвертора, который позволил бы приводить данные к виду, пригодному для загрузки в EFIS казалось не очень сложной задачей. Такое суждение о сложности было несколько поспешным так как в итоге работа вылилась в многомесячный труд двух, а временами и более человек. Зато к перелёту на о.Чкалова у меня с собой в ноутбуке была программка, которая позволяла получать свежие данне о работе зон ограничений и готовить данные для Enigma. Так что в перелёт мы летели во всеоружии и информация о воздушном пространстве у нас была свежайшая.

Однако это было всё ещё не промышленное решение, которое можно было бы распостранять среди страждущих владельцев MGL-евских приборов Enigma, Odissey и Voyager. Ведь для того, чтобы получить данные в нужном формате всё ещё приходилось производить магические действия с ними по приведению к нужному формату.

А промышленным решением можно было бы считать только автоматическую генерацию файла Navidata.ewd, который просто нужно записать на флеш-карточку, которая втыкается в EFIS. И этот файл Navidata.ewd уже содержал бы и данные о зонах и районах воздушного пространства и информацию о площадках, посадочных полосах, частотах для связи и.т.д. Тем более, что у глубокоуважаемой РАОПА появился новый замечательный ресурс с информацией по посадочным площадкам и аэродромам maps.aopa.ru, который устроен по принципу Wikipedia. Информацию из этого ресурса тоже хотелось включть в перечень загружаемых данных. И исключительно благодаря конструктивной позиции РАОПА была достигнута договорённость о получении необходимых данных. И в итоге промышленное решение было разработано.

Генерация файла Navidata.ewd в настоящий момент времени выполняется в автоматическом режиме. В файл включается информация о зонах и районах воздушного пространства РФ включая:

  • FIR - Районы обслуживания МДП, ВДПП и.т.п.
  • CTA - Контролируемое ВП
  • CTA - Местные воздушные линии
  • CTLZ - Контролируемое ВП вблизи аэродромов
  • UUP - Запретные зоны
  • UUR - Зоны ограничения полётов
  • UUR - Опасные зоны
  • ПОД – пункты обязательного донесения
  • ПДЗ – пункты донесения по запросу
  • NDB – всенаправленные КВ радиомаяки
  • VOR - всенаправленные азимутальные УКВ радиомаяки
  • MAJOR AIRPORT - Крупные Аэропорты
  • AIRPORT -Аэродромы
  • AIRFIELD - Посадочные площадки.
  • HELIPORT - Вертодромы и вертолётные посадочные площадки

назад | дальше

© aes 2007