Путь в трёх измерениях...

1.2.2. Крыло

Крыло «АТЛЕТ» включает в себя:

  • силовой каркас;
  • тросовые растяжки;
  • обшивку;
  • антипикирующее устройство (АПУ);
  • систему предварительного изгиба консолей (СПИК).

1.2.2.1. Характеристики:

Площадь …………………………….…………………………16,5м2
Размах ……………………………….………………………….10,14м
Длина боковой балки ………………………………………….5,825м
Угол при вершине ………………….…………………………126грд.
Удлинение ………………………….…………………………6,23

Количество лат:
Верхних …………………………………………………………25 шт.
Нижних …………………………………………………………12 шт.

Вес крыла ………………………………………………………53кг
Максимальный взлётный вес …………………………………500кг
Разрушающие перегрузки при весе 500 кг ………………….+6G/-4G
Эксплуатационные перегрузки при весе 500 кг.…….………+4G/-2,7G

Балансировочная скорость полёта …………………………..75-100км/ч
Крейсерская скорость ………………………………..……….90км/ч
Максимальная скорость ………………………………………125км/ч
Минимальная скорость ……………………………….….…….55км/ч

Все данные приведены для высоты на уровне моря, при стандартной атмосфере. Балансировочная скорость устанавливается на предприятии-изготовителе и может изменяться эксплуатантом в установленных пределах. Остальные лётные характеристики зависят от применяемой мототележки и двигателя.

1.2.2.2. Назначение

Данное крыло предназначено для использования в учебных, тренировочных, спортивных целях, а так же для различных видов авиаработ.

1.2.2.3. Конструкция

Силовой каркас крыла состоит из боковых балок со съемными консолями, поперечины, килевой балки, трапеции и мачты. Элементы каркаса изготовлены из тонкостенных труб Д16Т.

Тросовые растяжки включают в себя: растяжки поперечины, страховочный трос поперечины, нижние поперечные растяжки, растяжки нижние передние и задние, растяжки верхние, растяжки СПИК.

Тросовые растяжки изготовлены из стального каната, нижние и  верхние  поперечные - диаметром 4,0 мм, остальные - диаметром 3,0 мм и 2.5 мм. Нижние поперечные растяжки и растяжки поперечины имеют дублирование. Нижние поперечные растяжки состоят из страховочного и основных тросов, соединенных между собой пластиковыми хомутами. Страховочный трос поперечины устанавливается таким образом, что обеспечивает нормальное положение поперечины при разрушении растяжки поперечины и частичном разрушении шарнира поперечины.

Конструктивно-силовая схема каркаса крыла АТЛЕТ представлена на Рис. 9.

Рис 9.Вид каркаса крыла АТЛЕТ без консолей при натягивании поперечины

1 – мачта; 2 – «кубик» подвески мототележки; 3 – задний трос мачты; 4 – килевая балка; 5 – технологический шнур натяжения поперечины; 6 – трос задней правой продольной растяжки; 7 – правая боковая стойка трапеции; 8 – левая труба поперечина; 9 – узел поперечины; 10 – передний трос мачты; 11 – узел крепления консолей; 12 – трос натяжения поперечины; 13 – трос передней правой продольной растяжки; 14 – ручка трапеции.

Обшивка крыла изготовлена из тканей Дакрон, полотнища обшивки выкраиваются шаблонным методом продольным кроем. Соединение полотнищ выполнено капроновыми нитками швом "зигзаг".

Профилирование обшивки обеспечивается латами. Фиксация лат в латкарманах обшивки осуществляется шнурками.

Антипикирующее устройство (АПУ), автоматически вступающее в работу при затягивании в пикирование, состоит из тросов, закрепленных на мачте и поддерживающих заднюю кромку обшивки крыла, и лат, жестко закрепляемых на концах консолей.

СПИК - Система Предварительного Изгиба Консолей для каждой из консолей состоит из:

  • троса аутригера, закрепленного у узла крепления консоли и у конца консоли. Трос пропущен через отверстие в рычаге аутригера;
  • рычага аутригера – рычага обеспечивающего изгиб консоли за счёт упора в середину консоли, с одной стороны и в трос с другой стороны.

СПИК обеспечивает изгиб консоли, работая по принципу лука, где роль тетивы лука играет трос аутригера, роль древка лука, играет труба консоли. Рычаг аутригера, упираясь одним концом в тетиву лука, а другим, в древко лука натягивает тетиву и при этом древко лука (консоль крыла) изгибается. Боковая труба дельталёта в полёте воспринимает нагрузки от обшивки и изгибается в соответствии с ними. Поскольку взлётный вес МДП меняется в широких пределах, то и изгиб боковой трубы начинает зависеть от количества человек на борту или топлива. Следовательно, меняется и форма крыла. Поэтому у МДП с разным весом меняется управляемость, балансировочная скорость, характер и скорость срыва и т.п. Чтобы избежать этих явлений, на крыле "Атлет" боковую трубу изгибают ещё до взлёта при помощи аутригера на величину соответствующую весу в 500 кг. Пока вес, поднимаемый крылом, не превысит эту величину, трос аутригера будет натянут, и характеристики крыла будут стабильными как у самолёта. При поднимаемом весе более 500 кг "Атлет" превращается в классический дельтаплан со всеми его плюсами и минусами.

Система Предварительного Изгиба Консоли улучшает управляемость по крену за счёт увеличения эффекта гаширования обшивки. Этот же эффект значительно улучшает возможности крыла по демпфированию в турбулентности.

СПИК позволяет дольше хранить крыло в собранном виде, так как обшивка испытывает на земле меньше напряжений на вытяжение. Это происходит за счёт того, что консоли после натяжения поперечины (что и создаёт эти напряжения) изгибаются, что ослабляет эти напряжения.

Отсутствие деформаций боковой трубы на больших скоростях делает такое крыло более устойчивым по тангажу, хотя и увеличивает усилия на ручке управления в этом направлении.

1.2.2.4. Сборка крыла

Сборка крыла из пакета в лётное положение.

Сборку крыла производить на чистой ровной площадке в следующей последовательности:

  • расстегните молнию чехла. Переверните пакет на сторону молнии, положив крыло трапецией вниз. Снимите чехол и ленты, скрепляющие пакет, и сложите их. Выньте чехлы с латами (с красной лентой — правые) и положите их рядом с пакетом в хвостовой части крыла.
  • ДАННЫЙ ПУНКТ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ СБОРКЕ ИЗ УКОРОЧЕННОГО 4Х-МЕТРОВОГО ПАКЕТА (со снятыми консолями). При сборке крыла из укороченного пакета необходимо сначала вставить консоли, соблюдая разметку (красная лента на правой консоли). Законтрить консоли штифтом диаметром 8 мм и прикрыть резиновыми защитными кольцами. Необходимо убедиться, что трос аутригера проходит поверх поперечины и впереди от перемычек между верхней и нижней поверхностью. Трубка концевого АПУ должна быть вставлена в соответствующее отверстие в обшивке. Консоль не должна проворачиваться. Надеть ремень крепления обшивки на заглушку консоли и законтрить ворсовкой и саморезом.
  • Проконтролируйте установку центральной латы или, если она не установлена, наденьте центральную лату на передний болт узла крепления консолей, проконтролируйте закрепление латы на болту фиксирующим шнуром. Затяните и завяжите фиксирующий шнур в случае необходимости.

Рис 10.Установка центральной латы

  • Приподнимите консоли над землёй и разведите в стороны, пока не расправится обшивка. При разведении консолей контролируйте, чтобы троса не зацепились за корневые латы. При разведении крыла следите, чтобы обшивка не терлась и не повреждалась о неровности площадки и элементы конструкции крыла.

ВНИМАНИЕ! Если при разведении консолей появилось усилие, не позволяющее расправить обшивку, не боритесь с ним. Найдите причину и устраните ее.

ВНИМАНИЕ! Контролируйте положение ремней крепления обшивки на концах труб консолей — ремни должны находиться по центру торца трубы в расправленном состоянии.

  • Соберите трапецию. Для этого вставьте втулку узла стойки трапеции в ручку трапеции. Вставьте болт крепления снизу вверх, закрутите корончатую гайку и зафиксируйте стопорным кольцом, чтобы иметь возможность постоянного контроля узла трапеции, даже в полёте.

Рис 11.Сборка трапеции

  • Извлеките из чехла с красной лентой (правые латы). Отделите прямые латы и отложите их в сторону. Распределите кривые латы по длине, уперев носики лат в землю. Начиная от центра крыла, разложите кривые латы, начиная с самых длинных, рядом с обшивкой крыла напротив латкарманов.

Рис 12. Раскладка лат вдоль крыла

ВНИМАНИЕ! Корневые латы из обшивки не вынимаются при сборке крыла и хранятся в латкармане.

  • Проделайте теже операции с левыми латами (из чехла с зелёной лентой).
  • Вставьте все кривые латы в латкарманы. Во избежание повреждения латкарманов вставляйте латы без рывков, плавно, без чрезмерных усилий. Залогом длительной работы латкарманов является использование минимальных усилий при вставлении и вынимании лат.

ВНИМАНИЕ! Если лата вставлена в латкарман до упора, но концы латы не доходят 5-15 см до шнура её крепления, не пытайтесь засунуть лату в латкарман дальше прилагая усилия. Вы сможете без усилий дослать лату в латкарман после натяжки поперечины.

  • Установите мачту, проследив, что троса не перепутаны. Пропустите задний трос мачты в люверс обшивки крыла и закрепите трос на болт 8 мм в конце килевой трубы. Закрутите гайку на болт и законтрите стопорным кольцом.

Рис 13. Натяжение поперечины.

1-мачта, 2- задний трос мачты, 3-крпление заднего троса мачты,4-кольцо технологического шнура надетое на болт 8мм.

  • Натяните поперечину, взявшись за технологический шнур. Натягивайте поперечину до одевания кольца технологического шнура на болт диаметром 8 мм в конце килевой трубы.

ВНИМАНИЕ! Во избежание зацепления тросов поперечины за узлы каркаса крыла, прилагайте усилие при натяжении шнура под углом 20-30 градусов к килевой трубе в горизонтальной плоскости. При натяжении поперечины допускается упираться ногой в торец килевой трубы или в ручку трапеции, но при возникновении чрезмерных усилий найдите причину и устраните ее.

  • Начиная с правой стороны крыла от киля, дошлите по очереди кривые латы в латкарманы сразу закрепляя их в латкарманах шнурами крепления лат.

Рис 14. Закрепление лат в латкарманах

  • Проделайте аналогичную операцию с левыми латами.
  • Установите трапецию в рабочее положение. Для этого: поднимите крыло вертикально, поднимая заднюю часть килевой балки, уперев нос килевой балки в землю, и зацепите рычаг крепления передних тросов трапеции (лягушку) за технологический болт на швеллере крепления передних тросов, который расположен на носу килевой балки. Затем опустите крыло на ручку трапеции.

ПРИМЕЧАНИЕ. Эту операцию удобнее выполнять вдвоём. Помощник поднимает крыло за заднюю часть килевой балки, а Вы одновременно с ним за переднюю. Вдвоём вы сразу ставите крыло на ручку трапеции.

Рис 15. Установка трапеции в рабочее положение

1-швеллер крепления передних тросов на узле крепления консолей, 2-технологический болт, 3-рычаг крепления передних тросов, 4-болт крепления рычага передних тросов трапеции в швеллере.

ВНИМАНИЕ! Следите за тем, чтобы задние троса крепления поперечины к хвостовой части килевой балки не были перекручены.

  • Приподнимите крыло за нос килевой балки, оперев на ручку трапеции, и закрепите рычаг крепления передних тросов в швеллере болтом, закрутите гайку и законтрите стопорным кольцом.

Рис 16. Крепление рычага передних тросов в швеллере
и надевание капотика

  • Наденьте капотик на нос крыла, закрепив на текстильных застёжках, и опустите нос крыла на землю.
  • Достаньте левый трос натяжения поперечины из крыла, проденьте в петлю ограничения хода тросов, вставьте болт в бобышку троса и, оттянув за технологический шнур (ослабив усилие натяжения на левом тросе), проденьте болт сквозь килевую трубу.

Рис 17. Натягивание левого троса поперечины

  • Снимите кольцо технологического шнура натяжения поперечины с болта на килевой балке, снимите технологический шнур с бобышки правого троса натяжения поперечины и, оттянув левый трос (ослабив усилие на правом тросе), наденьте бобышку правого троса на болт крепления тросов. Накрутите гайку на болт и зафиксируйте стопорным кольцом.

ВНИМАНИЕ! Не забудьте снять технологический шнур с троса, иначе он попадёт в воздушный винт!

Рис 18. Крепление правого троса натяжения поперечины

  • Опустите крыло правой консолью на землю, расстегните молнию напротив бокового узла СПИК и вставьте прямые латы в латкарманы нижней обшивки правой части крыла. Зафиксируйте латы, вставив текстильные петли на концах прямых лат в кармашки латкарманов.

Рис 19. Установка прямых лат

ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксируйте латы в латкарманах, иначе в условиях турбулентности они выдвинутся из латкарманов и аэродинамика крыла изменится.

  • Установите концевые АПУ в рабочее положение, приподнимая одной рукой обшивку за лату снизу, а другой, направляя трубку АПУ в отверстие в консоли. Следите, чтобы трубка антипика вошла в отверстие консоли полностью. При этом она не должна иметь люфт в вертикальной плоскости.

Рис 20. Установка концевых АПУ

  • Расстегните рычаг аутригера, вставьте шток аутригера в гнездо на консоли и взведите рычаг, натянув трос СПИК. Следите за тем, чтобы троса СПИК не были перекручены.

Рис 21. Натяжение троса СПИК рычагом аутригера

  • Законтрите аутригер в взведённом положении текстильной застёжкой. Амортизационный шнур служит для избежания выпадания аутригера при ослаблении натяжения троса. Застегните молнии кармана, спрятав сигнальный язычок внутрь обшивки.

Рис 22. Аутригер и троса СПИК в рабочем положении

  • Положите крыло левой консолью на землю и повторите операции установки прямых лат, АПУ и СПИК с другой стороны крыла.

ПРИМЕЧАНИЕ. При необходимости, после сборки крыла установите на мачту крыла выносную антенну радиостанции.

1.2.2.5. Разборка крыла

Степень разборки крыла зависит от условий его хранения или транспортировки. Крыло может разбираться в пакеты 2-х видов: с отстыковкой консолей (длина 4м) и без отстыковки консолей (длина 6м).

Разборку производить на чистой ровной площадке в последовательности обратной процедуре сборки.

При разборке крыла в пакет с отстыковкой консолей выполнить следующие процедуры:

  • снять лямки обшивки с консолей;
  • надвинуть обшивку на консоли в сторону носовой части и оголить концы консолей с латой АПУ;
  • отстыковать трубы консоли;
  • отсоединить от консоли трос СПИК.

ВНИМАНИЕ! В процессе разборки крыла элементы крепления деталей (шпильки, гайки, контровочные кольца и т.д.) устанавливать на свое место после снятия деталей.

1.2.2.6. Одевание обшивки на силовой каркас.

  • Исходная позиция: боковые трубы собраны вместе с килевой трубой, поперечина - отдельно от каркаса, трапеция на килевой трубе, нижние троса отсоединены от килевой трубы и боковых узлов; верхние (с корневыми антипиками) присоединены к мачте и обшивке, молнии на обшивке застегнуты, чехлы боковых узлов завязаны, болты боковых узлов вставлены.
  • Обшивку разложите нижними поверхностями внутрь, и положить на пол. Начните введение консолей в обшивку, следя, чтобы каждая из них попала в свою половину обшивки. Консоли должны скользить вдоль передней кромки обшивки, чтобы не попасть за перемычки, соединяющие верхнюю и нижнюю поверхности обшивки. При подходе стоек трапеции к носовому отверстию, ввести их в него и выпустить через отверстие в нижней поверхности вместе с тросами и килевой трубой. Не прикладывайте больших усилий! Если каркас не идет, значит, он где-то зацепился за обшивку. При подходе конца килевой трубы к отверстию под мачту не забудьте надеть на неё ленты килевого кармана.
  • Вставьте в заднюю часть корня трубку килевого кармана диаметром 20мм, следя за тем, чтобы ленты килевого кармана проходили поверх трубки. В дальнейшем трубку можно не вынимать.
  • Вдвиньте каркас внутрь обшивки. В носовое отверстие введите поперечину, следя, чтобы она не попала за перемычки обшивки, скользя концами вдоль её передней кромки. Просуньте технологический шнур натяжки поперечины в отверстие под мачту на нижней поверхности обшивки.

Рис 23. Поперечина в сложенном состоянии, вид спереди

  • Разведите консоли на 30-50 градусов и вставьте в соответствующие отверстия троса. Соберите боковые узлы крыла в следующей последовательности: фигурный лепесток нижнего троса; пластина поперечины; лепесток верхнего троса; корончатая гайка; контровочный шплинт. Гайку бокового узла надо закручивать от руки, т.к. легкий люфт в этом месте полезен. Правые и левые пластины поперечины имеют "развал" наружу - это нормально.

Рис 24.Боковой узел консоли

  • Проверьте троса и коуша. Они не должны быть перекручены.
  • Подсоедините нижние задние троса (болт гайкой вниз); верхний передний и верхний задний троса.
  • Вставьте корневую лату.
  • Засучите обшивку на конце консоли и выведите через отверстие в обшивке концевой антипик. Натяните ремень оттяжки обшивки на пробку консоли и законтрить его саморезом. Квадратная часть пробки в трубе консоли должна быть повёрнута в сторону задней кромки крыла. Поверните крыло на бок и, подняв конец консоли, натяните веревочками в носовом узле обшивку вдоль боковой трубы. При сведенных консолях веревочки должны быть туго натянуты, а на собранном крыле прослаблены на 1,5-2см

ВНИМАНИЕ! Чтобы не порвать обшивку не натягивайте верёвочки крепления обшивки на собранном крыле.

  • Соберите крыло в пакет - оденьте чехлы на трапецию, центральный узел и конец килевой трубы. Сверните обшивку. Положите внутрь чехлы с латами профилем к носу крыла. Стяните крыло в пакет ремнями и наденьте на пакет чехол.

1.2.2.7. Регулировка крыла.

Компенсация вытяжки обшивки.

В процессе эксплуатации происходит вытяжка обшивки, что ухудшает лётные характеристики дельталёта. Компенсация вытяжки обшивки достигается при сборке крыла в лётное положение, путем установки болтов крепления тросов натяжения поперечины в отверстия, расположенные ближе к заднему концу килевой балки.

Устранение крена.

Если в процессе полёта имеется тенденция дельталёта к самопроизвольному крену то:

  • Проверьте правильность сборки крыла.
  • Проверьте латы по шаблону.
  • Проверьте, не захлестнуты ли троса АПУ.
  • Проверьте симметричность натяжения шнуров крепления лат обшивки.
  • Снимите обшивку крыла и проверьте, нет ли изгибов труб каркаса.

Если вышеперечисленные действия не выявили причину крена, и крен не устранён, то:

При значительном крене:
  • положите собранное крыло на землю и отпустите поперечину;
  • проверните ленты крепления обшивки вместе с пластиковыми пробками консоли. Если крен вправо, то прокрутить ленты с пробками против часовой стрелки, а если влево, то по часовой.
  • произведите контрольный облёт крыла.
  • если крен устранен, то необходимо законтрить пробки в консолях саморезами.
При слабом крене:
  • крен устраняется дополнительной натяжкой концевой части обшивки крыла латами с той стороны, в которую кренится дельталёт. Изменение натяжки производиться увеличением-изменением длины шнурка латы.
  • крен можно устранить выкручиванием регулировочного штока рычага аутригера СПИК (увеличением длины рычага, приводящего к увеличению изгиба консоли), со стороны крыла противоположной стороне, в которую кренится дельталёт и вкручиванием регулировочного штока рычага аутригера со стороны крена. Общее правило регулировки крена с помощью СПИК – со стороны более изогнутой консоли меньше подъемная сила крыла, по сравнению с подъемной силой крыла, со стороны более прямой консоли.

Рис 25. Шток аутригера

1.2.2.8. Техническое обслуживание крыла

Для безопасного выполнения полётов необходимо производить техническое обслуживание крыла, которое включает в себя:

  • предполётную подготовку;
  • подготовку к повторному вылету;
  • регулировочные работы;
  • периодическое техническое обслуживание.
Предполётная подготовка

Предполётная подготовка производится перед началом каждого лётного дня и включает в себя:

  • сборку крыла;
  • предполётный осмотр.

Сборку крыла производить в соответствии с параграфом «Сборка крыла из пакета в лётное положение».

Объём сборки зависит от состояния, до которого была произведена разборка крыла для хранения.

Предполётный осмотр производить по следующему маршруту:

НОСОВОЙ УЗЕЛ КРЫЛА:

  • Болты и гайки носового узла должны быть затянуты.
  • "Лягушка" должна быть застегнута и законтрена болтом со стопорным кольцом.
  • Коуша тросов не должны быть заломлены.
  • Троса не должны быть перекручены.
  • Капотик должен быть зафиксирован текстильной застёжкой и плотно прилегать к обшивке крыла.

СПИК

  • Трос аутригера должен быть законтрен.
  • Трос аутригера не должен тянуть перемычки обшивки.
  • Коуша тросов не должны быть заломлены.
  • Заделки троса не должны быть повреждены.
  • Труба аутригера должна упираться в трос между двумя ограничительными обжимками.

БОКОВЫЕ УЗЛЫ КРЫЛА:

  • Болт крепления поперечины должен быть затянут от руки и законтрен.
  • Коуша тросов не должны быть заломлены.
  • Заделки тросов не должны иметь повреждений. После осмотра молнию застегнуть.

ЗАКОНЦОВКИ КРЫЛА:

  • Трубка АПУ должна быть вставлена в гнездо и подпирать лату снизу.
  • Ремень крепления обшивки должен быть одет на заглушку и зафиксирован текстильной застёжкой ("репей").

ЗАДНЯЯ КРОМКА:

  • Все латы должны быть вставлены и зафиксированы шнурами крепления лат.
  • Троса АПУ не должны иметь перехлестов.
  • На задней кромке не должно быть надрывов.
  • Люверсы стоят на месте.

ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ КИЛЕВОЙ ТРУБЫ:

  • Все гайки должны быть затянуты и зафиксированы.
  • Троса не должны иметь перехлестов.
  • Коуша не должны быть заломлены.
  • Заделки тросов не должны иметь повреждений.

Далее осматривать левую заднюю кромку, левую законцовку и левый боковой узел по аналогии с правым.

ТРАПЕЦИЯ:

  • Проверить надежность контровки элементов и надежность фиксации её эксплуатационного разъёма.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УЗЕЛ:

  • Все болты и гайки должны быть затянуты и зафиксированы.

ОБШИВКА:

  • Проверяют ткань на разрывы и на целостность швов.

ВНИМАНИЕ! Полёты с поврежденными тросами запрещены!

ВНИМАНИЕ! Полёты без капотика ЗАПРЕЩЕНЫ!

ВНИМАНИЕ! Полёты без взведённых аутригеров (СПИК) ЗАПРЕЩЕНЫ!

ВНИМАНИЕ! Следите, чтобы технологический шнур натяжения поперечины после сборки не остался на крыле. Он может попасть в винт!

Подготовка к повторному вылету

Производится перед каждым последующим вылетом в течение лётного дня.

При подготовке к повторному вылету осмотреть каркас крыла, тросовые растяжки и элементы крепления к мототележке.

Регулировочные работы

В процессе лётных испытаний возможно выполнение регулировочных работ с целью устранения крена и изменения балансировочной скорости.

При появлении постоянного момента крена необходимо выполнить работы, описанные в параграфе «Устранение крена».

Изменение балансировочной скорости производится перемещением узла подвески мототележки по килевой балке:

ВПЕРЕД - для увеличения скорости

НАЗАД - для уменьшения скорости.

назад | оглавление | дальше

© aes 2007