Путь в трёх измерениях...

Хроники Владышино

 

2006г. Лето, осень


Про ёжика и орлов, которые в тумане не летают

Мои друзья Андрей и Паша уже изрядно облётанные в качестве пассажиров дельтика, наконец, решили научиться летать самостоятельно. Но поскольку в Дубне дельталётное дело совсем затухло, а каждый день в Москву на полёты не намотаешься, да и погода в Дубне и Москве разная, то созрела мысль – устроить выездную лётную школу.

В качестве объекта осады для уговаривания на эту авантюру был выбран мой Инструктор с большой буквы Андрей Кареткин. Осада велась планомерно и последовательно и после слов: «Нужно подумать, возможно» закончилась победой со словами - «ладно, поехали».

В согласованную дату прибыли в вотчину Андрея, водрузили его аппарат Гидраэр на прицеп и тремя часами позже кортеж из его Оки и Субарика с дельталётом на прицепе прибыл в нашу глухомань - деревню Владышино.

Перспективы на погоду в глухомани были смутные. Интернетовские сайты, как и сводки METAR не сулили ничего хорошего. Хотя по практике перелётов между Москвой и Владышино, я уже усвоил, что погода по обе стороны Клинско-Дмитровской гряды часто разительно отличается

Highslide JS

И вот пошел процесс обучения. У ребят первые полёты. На заднем сиденье, на переднем, затем проходы на малой высоте. Наконец, самостоятельные заходы на посадку.

Я взял неделю отпуска и в полной мере наслаждался выдавшейся возможностью наконец вдоволь налетаться на своём Форсаже. Тем более, Кареткин учил ребят и мне приятно было проводить время в компании, повёрнутой на полётах как и я. Правда, мало мальски серьёзных маршрутов сделать погода все же не давала. Час - полтора не больше.

В течение этой лётной недели случилось несколько забавных случаев, о которых и хочется рассказать.

Её величество матушка атмосфера почти каждый день вечером и утром давала окошко для полётов. Хотя, конечно, для учёбы было бы неплохо ей быть чуть поспоконее. Кареткин сразу назначил меня, как аборигена, метеорологом, то есть по сути "крайним" за погоду. И поутру коварно посылал ребят простимулировать мой подъём. Для открытия полётов ему требовалось, чтобы метеоролог «поводил жалом» и сказал «пойдёт» или «сидим курим». Стимуляция подьёма порой была негуманна и безжалостна. Короче, учлёты поспать, как правило, аборигену не давали и заставляли «водить жалом» даже не продравши глаза.

Однажды после такой побудки «жало» сказало - туманище, сидим курим. Это мы пару часов добросовестно и выполняли. Однако вроде туман стал чуть-чуть рассеиваться. Абориген был немедленно делегирован на разведку погоды, как метеоролог и пилот, хорошо знающий местность – всё по правилам. Только показалось мне, что пока собирался, расчаливал аппарат и рулил до полосы туман опять сгустился.

Сразу после взлёта метрах на 30-ти вваливаюсь в туман. Он просто уникальный по плотности. Стекло шлема моментально покрылось капельками влаги и даже приборную панель сквозь него было не видно. Попытки протереть его результата не давали. В конце концов пришлось пожертвовать комфортом и открыть шлем.

Я уже попадал в туман, но плотность этого была просто уникальна. Однако как-то нужно садиться. Просто разворачиваться на обратный курс и облизывая кромки деревьев лететь обратно уже поздно. Да и опасно - я над лесом и болотом. Запросто можно чиркнуть о верхушку какого-нибудь не вовремя подвернувшегося дерева.

Ну что ж - с видимостью не повезло. Но GPS работает и дорогу домой найду всегда. Продолжаю набирать высоту и надеюсь выскочить из этого тумана сверху. На 280-ти метрах всё так же непроглядно, да ещё потряхивает. Выше лезть как-то расхотелось.

Тут нужно сказать, ориентацию в тумане я сохранял только по показаниям приборов и следуя своему дайверскому опыту. Кто нырял в очень мутной воде, когда руки перед маской нельзя разглядеть, знает, что под водой так же можно запросто перепутать где верх где низ. И там единственный надёжный указатель положения в пространстве это пузырьки, которые проплывают перед стеклом маски всегда вверх. А так ощущения очень похожие. Как будто ты в коконе. Только под водой он черный, а в облаках белый. Попадаешь в такую видимость, когда вокруг одна только мгла, на душе всегда становится жутковато. Тут главное не поддаться панике и использовать для ориентировки только приборы. Конечно, хорошо бы ещё кренометр или авиагоризонт иметь, но даже имея только GPS с активированным указателем курса, высотомер и вариометр вполне можно спокойно выйти из ситуации.

Увеличиваю разрешение на экране GPS, ввожу точку начала полосы и делаю плавный разворот на обратный курс, чтобы оказаться в точке 4-го разворота. После неё нужно будет скорректировать посадочный курс и снижаться по глиссаде.

Где-то по до мной сейчас должна находиться ЛЭП. Поэтому по высотомеру держу строго высоту 150м и контролирую горизонт по вариометру. Начинает казаться, что точка 4-го разворота приближается бесконечно долго. В таких ситуациях время всегда как будто застывает. Хорошо, что ВПП у меня в GPS -е отмечена и куча траков с моими заходами на посадку нестёртыми осталась. Так что выход вдоль полосы, а не поперёк должен получиться. Главное выйти в точку начала полосы на 20 - 30 метрах снижаясь достаточно круто, чтобы избежать риска зацепиться за деревья.

Вот наконец и точка 4-го разворота. Ложусь на курс и начинаю снижение. Наконец, внизу начинают проступать деревья и мне кажется, что я даже узнаю два из них на краю поля, в торце ВПП. Однако дальнейшее снижение показывает, что деревья не те. В тумане все кажется похожим. Я промахиваюсь. Полоса метров 50 сбоку. Можно конечно на поле садиться и так, но трава высокая - аппарат жалко. Что ж, делать нечего, ухожу на второй круг.

Опять всё по новой. Набираю высоту, строю коробочку по приборам и опять приближаюсь к точке 4-го разворота. Увеличиваю разрешение на экране GPS , опять снижаюсь. На сей раз уже лучше, только на сей раз выныриваю из тумана, а полоса в 30-ти метрах с другой стороны. Наверно стоит ещё больше в GPS-е разрешение увеличить, а на эти деревья вообще внимания не обращать. Тогда точно попаду. Правда есть и более лёгкий способ - заходить со стороны чётких, известных ориентиров. Хотя это и не спортивно, но выбираю его.

Опять набираю высоту. Расчитываю заход на посадку с другой стороны – ветра сегодня нет. Там дорога и ферма. Ориентиры, к которым можно однозначно привязаться, когда выныриваешь из тумана. Так и получается - выныриваю из тумана точно над фермой. Дальше - чуть вперёд над проводами местной электрической линии протянувшимися вдоль дороги. И вот она полоса, как на блюдечке. Спокойно сажусь.

Подъехал к своим друзьям и, заглушив аппарат, с удовольствием закурил. После того, как вылез из дельтика и глянул вверх, на ум откуда то всплыла фраза – "орлы в тумане не летают, а летают только ёжики". Даже и не знаю откуда эта фраза взялась. Просто вдруг всплыла и всё тут.

Но каково же было моё глубочайшее удивление, когда получасом позже туман опять чуть приподнялся и я наблюдал группу из пяти орлов, обрабатывающих термик. Они по спирали плавно поднимались всё выше и выше и в результате наконец скрылись в тумане.

До сих пор в раздумьях – или орлы в тумане всё же летают? Или это мать обьясняла своим уже вставшим на крыло, но ещё неразумным птенцам - так ребяты делать не следует.


Два одиночества

Андрей Кареткин любит в сумерках летать без света – старая партизанская школа. Спрашиваю - зачем такие сложности в нашей глухомани – и получаю ответ – не стоит волновать местных жителей. Возможно определённая логика в этом есть, но поскольку летаю я тут уже давно, то волнения должны были бы по моим расчетам пройти. Главное не хамить, облетать деревни, и не ходить по крышам. И народ вроде давно пообвыкся.

Но привычка партизанская у Андрея устойчивая и с некоторых пор я стал просто подкрадываться к полосе на большой высоте вращая головой во все стороны, чтобы сначала увидеть его аппарат, если его нет на земле, а уж потом строить посадку.

Highslide JS

А стимулом к этому послужила безветренная погода. Я с пассажиркой Дашей – дочкой нашего местного батюшки Отца Игоря слетал к убегающему дождевому облачку, показал Дарье как оно красиво выглядит вблизи, и уже возвращал её на землю.

Есть что-то захватывающее в таких полётах вблизи облаков. Только с близкого расстояния можно увидеть ходы, каналы, гроты и пещеры на кромке облака. Ощутить какое огромное облако по сравнению с твоим маленьким аппаратом. Даже порой возникает желание забраться в пещерку и полазить. Только нельзя это – опасно.

Но вот наконец снижение, четвёртый разворот, глиссада. Но постойте – что это прямо по курсу желтенькое белеется? И без света как всегда. Ба - да это ж аппарат Андрея с учеником на борту и тоже на глиссаде, да только вот на встречном курсе.

А дальше всё как по учебнику – я принимаю вправо, Андрей тоже вправо и наши аппараты прямо над центром полосы красиво расходятся левыми бортами. Затем я ухожу в зону ожидания и на сей раз просто жду с какой стороны они с учеником будут садиться. Только дождавшись их посадки сажусь и я.

Вот так и встретились на встречных курсах два одиночества над одной полосой, в местности где на 50 вёрст в округе дельталёта не найти!

Правда после этого случая, иногда, всё же Кареткин стал свет зажигать. А я с ним стал договариваться – с какой стороны сегодня будем садиться. Нужно будет плакат изобразить для случаев, когда больше одного аппарата, чтобы направление взлёта-посадки было бы однозначным. Не даром ведь такие плакаты придумали.

Я же для себя однозначно решил раз и навсегда – лучше засветиться в небе, чем потом кто-то будет жалеть о том, что ты не засветился. Кстати, этот принцип мне однажды очень сильно пригодился, когда возле Истринского водохранилища я, припозднившись по погодным обстоятельствам, в кромешной тьме шуганул на 200-х метрах своим ксеноновым светом винтокрылого СТЭЛСа, именуемого вертолёт Робинсон. Он тоже видать партизанил и не хотел светиться. Итог нашей встречи без света мог бы стать печальным.

Вообще возле Истринского водохранилища у Робинсонов просто гнездо. И днём и ночью повышенная активность. Ещё бы – как иначе нашим олигархам добраться до дачи в выходные по московским пробкам. Ведь не стоять же им, как все, в очереди. Теперь пролетая мимо тех мест всегда головой кручу, как потерпевший.

Самовнушение

Всегда раньше на ночь расчаливал аппарат, установив его носом на ветер и притягивая ручку трапеции к сиденью. При этом крыло дельты наклонено носом к земле, а торчащие из паруса кончики лат смотрят в небо. Но Кареткин поделился, что буржуи в основном паркуют аппараты притягивая ручку трапеции к переднему пилону и поставив аппарат кормой к ветру и он тоже в основном так делает. При этом нос крыла смотрит в небо, а кончики лат в землю. Что ж, вероятно, в этом что-то есть, подумал я, и начал парковать аппарат на ночь «по буржуйски».

Неприятности с "буржуйской" парковкой начались сразу же. Накрывая аппарат на ночь набил себе шишку о ручку трапеции, торчащую в непривычном месте. Спустя минуту приложился этой же шишкой о ту же ручку. В сердцах "нежно" пожурил весь мировой империализм...

Тут в один из дней я, посмотрев в документацию, вспомнил, что пора бы мне проверить латы по шаблону. Крыло было снято, латы извлечены и подогнуты в соответствии с полученным в «Воздушном мосту» шаблоном. Нужно сказать, что подгибать их сильно не пришлось, но всё же где сантиметр, где полтора-два. В результате лобик крыла получился более «крутой», т.к. все подгибания выполнялись со стороны загнутой части лат.

Highslide JS

Выполнив проверку и подгонку я собрал крыло и, конечно же ближе к вечеру, сделал пробный вылет. В результате мне показалось, что крыло стало более «летучим».

Поделившись своими наблюдениями с Кареткиным я получил в ответ – наверное, это у тебя самовнушение. Что ж, самовнушение так самовнушение. Спорить не стал, хотя чувствовал, что всё же крыло полетело лучше.

Нужно сказать, что я расчаливаю аппарат на ночную стоянку намертво, т.к. сильные ветра в нашем районе обыденное дело. Ведь ландшафт плоский, как стол. Вокруг в основном болота. Недалеко и Иваньковское водохранилище и Волга - может, водные просторы как-то влияют? В Красном посёлке на Новорижском шоссе, где мне также довелось базироваться, ветра потише будут. Но вроде не так далеко по расстоянию. Правда, с другой стороны от Клинско-Дмитровксой гряды.

Я и Кареткину, как только он к нам приехал , порекомендовал как следует привязывать аппарат и выдал для этого самозатяжные стропы. С неким скепсисом (а куда он и так денется), но Андрей всё же послушался и так же стал чалить аппарат намертво.

Ночью был очень сильный ветер и дождь. В ту ночь я спал как убитый, а Кареткин несколько раз бегал к аппарату и проверял - не унесло ли его ещё. Нет, оба аппарата стояли зачаленные намертво, хотя и по "буржуйски" - кормой на ветер.

Поутру, как и положено «поводив жалом» я изрёк, что погода будет "просто песня". От ночных кошмаров не осталось и следа. Промокшая земля под лучами всходящего солнца парила лёгким утренним туманом. Андрей сказал мне искреннее «спасибо» за расчалку аппаратов и от его былого скепсиса и слов – а куда он и так денется - не осталось и следа.

Пока Андрей занимался с ребятами я решил слетать на часок-полтора в маршрутик к северу. Там река малая Пудица, затем Большая Пудица, затем Медведица, затем много заброшенной неухоженной земли. От огромного количества деревень остались только ряды прудиков возле бывших домов. Всё поросло быльём, никаких домов и даже фундаментов уже и в помине нет. А вот прудики выдают, что когда-то эта земля была нужна и ухожена и кормила людей. Сверху всё хорошо видно - тут деревня была, тут ещё одна, а тут было роскошное поле и тут поле и тут и тут.. Теперь стала не нужна никому землица. Брошена. Один бурьян. Видать, нефти у нас ещё много - и так проживём.

Highslide JS

Итак, решено в маршрут - сделано. После взлёта взгляду открывается изумительная картина пробуждающейся природы. Над ложбинками, ручейками, речками болотами и лужами висит не успевший ещё рассеяться туман, который сверху красиво подсвечивает солнце. Балансировочную скорость перед полётом я поставил 90 км/час чтобы никуда не торопиться и просто насладиться полётом. Пока туман не рассеялся совсем, я сосредоточился на фотосьемке. Получилось неплохо. Жаль, что фототехника у меня пока любительская и даже весьма любительская по качеству. Наконец, долетел до мест с заброшенной землёй. Полёт проходил в расслабленном режиме и я работал больше фотоаппаратом, чем ручкой.

Перелетая речку Медведицу я достаточно далеко обошел стороной деревню Судниково. Не хотелось напрягать местных жителей, которые, как мне кажется, ещё не совсем оправились от катастрофы Як-52, которая именно тут и произошла. Сфотографировал запасной аэродром, который Сергей готовил здесь для Борков и взял курс на матушку Волгу.

Только всё это время мне казалось, что лечу я как-то уж слишком медленно. Впрочем, нужно сказать, что я летел на слегка отданной ручке – так удобнее фотографировать. Может это именно то "самовнушение", о котором говорил Кареткин? Но приборы упрямо показывали обратное. Лечу в горизонте, а скорость 75 км/час при оборотах 3700. Но ведь крейсерские у меня при выставленной балансировочной скорости должны быть 3900. Странно. Прибавляю обороты и прибираю ручку. Скорость увеличивается до 85 км/час но сильно возрастает нагрузка на ручку. Что-то не так. Как будто бы сильно сместилась балансировка. Начинаю оглядывать узел подвески крыла. Но никакого криминала не видать. Никакой динамики развития процесса ни в худшую, ни в лучшую сторону тоже не наблюдаю. Крыло никуда не валит и никуда не тащит. Просто такое ощущение, что летучесть у него сильно увеличилась. И на меньшей скорости у крыла теперь та же подьемная сила, как раньше была на бОльшей скорости. Может указатель скорости врёт? Нет, не врёт и это видно по GPS -у. Похоже, тут на земле нужно разбираться.

Highslide JS

Всё же заканчиваю маршрут, летя вдоль Волги. В заводях речная растительность разрослась красивыми яркозелёными островками, похожими на блюдца. Солнышко начинает потихоньку работать – слегка побалтывает и поднимается лёгкий ветерок.

В конце-концов спрямляю завершающую часть маршрута – волнительно - что же случилось с крылом ?

Сажусь. Посадка странная получается - пробег совсем короткий. Метров на 20-30 короче, чем обычно.

Кареткин с ребятами только что закончили утренние полёты. Я вылезаю из дельты и буквально обнюхиваю узел подвески крыла. Делюсь с Андреем ощущениями, что как будто бы, сместилась балансировка или у крыла "летучесть" ещё более увеличилась, по сравнению со вчерашним днем, когда я облётывал аппарат после правки лат. По взгляду Андрея понимаю, что он мне не очень-то верит. А после очередной порции фирменного инструкторского ехидства и очередного замечания про "самовнушение" я понимаю, что он мне не верит совсем.

После прибытия в деревню продолжаю обнюхивать аппарат. И тут – эврика! Замечаю, что нижние прямые латы чуть повылезли из латкарманов! Как же я так прошляпил! Ведь как и положено - осматривал крыло перед взлётом. Но при осмотре смотришь на нижние латы редко. Больше на законцовки тросов и подвеску. Никогда раньше эти латы не вылезали у меня из латкарманов. Я ещё удивлялся - зачем для этих лат кармашки-законцовки делают? Латы и так сидят в своих латкарманах как приклеенные. А тут вижу - одна лата на 2, другая на 7см вылезла, но не больше того. И главное ровненько так и симметрично и слева и справа. Повылезали почти все.

Делюсь своим открытием с Кареткиным и тут узнаю от него, что раньше они при необходимости нижние латы из крыльев вынимали. При этом профиль крыла изменяется, крыло летит медленно, но подъемная сила крыла значительно увеличивается.

Мне становится всё понятно. Этот как раз мой случай. Правда на Атлете и вынимать ничего не нужно, достаточно латы чуть выдвинуть на 5-10см, чтобы достичь того же эффекта. Вставляю все повылезшие латы на место, закрепляю их в законцовочных карманчиках и пытаюсь понять почему же они повылезали? Ведь никогда не было такого раньше! Ответ находится быстро – ночью был сильный ветер, а крыло зашвартовано было «по буржуйски» - носом в небо, латами в землю. Видимо крыло тряслось под порывами ветра, а латы при этом потихонечку вытряхивались из латкарманов. Становится даже понятно, почему некоторые латы вылезли на миллиметры, а некоторые аж на 7 сантиметров, но все симметрично с обеих сторон. Там где обшивка крыла была более натянута - там вылезли меньше. Где была слабина - там вылезли побольше.

Что-ж, сегодня случайно открыто новое свойство. Плохо, конечно, что открыто таким образом ( невнимательно осмотрел крыло перед вылетом). Но может когда-нибудь это знание и пригодится, если взлетать придётся с пятачка или садиться на пятачок. По крайней мере сам буду знать. Обязательно расскажу ребятам в "Воздушном мосту". Ведь легко можно сделать крыло регулируемым, выдвигая латы на несколько сантиметров .

И конечно с тех пор я всегда тщательно упаковываю законцовки нижних лат в кармашки, проверяю не вылезла ли какая-нибудь перед вылетом. И не верю в самовнушение.

Поисковые работы или о пользе сотового телефона на СЛА

Дело было уже по темноте поздним вечером. С неба сыпалась безпросветная морось – не то дождь, не то полудождь. Да и день сегодня был такой же мерзкопогодный. В лесу сплошная сырость.

Мы только вылезли из бани и твёрдо вознамерились исполнить завет великого Михайлы Васильевича Суворова – после бани продай портянки, но чарку выпей. Тут по центральной, а так же единственной улице нашей деревни, вижу процессию из людей с велосипедами. Приглядевшись, узнаю наших соседей Юру и Николая с дальнего конца деревни. Интересуюсь, что это они в ночи, да ещё по такой погоде на велосипедах катаются. За грибами что ли ездили?

Тут Николай бросает велосипед и решительным шагом направляется к нам в дом. От него мы узнаём, что две дочки соседей, молоденькие девчонки, заблудились в лесу. Галке, дочке Николая 19лет, а Натахе, дочке Юры нет и 16. Коля с Юрой бегали по лесу, кричали, но нашли только велосипеды. А ещё у Галки работает сотовый телефон (удивительно, ведь в наших местах связь плохо работает) и она говорит, что они сидят где-то на окраине болота, промокли, не видно не зги, костёр развести не получается, хочется есть и пить. В общем, всё плохо.

Highslide JS

Успокоив Юру и Николая как могли чаркой водки (а заодно с ними выполнив завет Суворова) мы вместе стали думать что делать и как их искать. Болота у нас вокруг знатные, на много километров протянулись. Особенно Чистый мох. Тут не то что заблудиться, просто потопнуть можно. А девчонки говорят, что как раз брели через какие-то болота. Плохо дело. Тут Николай и удумал – может ты их с воздуха глянешь? Глянуть-то не проблема, главное, чтобы погода была. В том что сегодня было, точно ничего сверху не углядеть. Ладно, отзваниваем девчонкам, чтобы пережидали ночь. А если будет страшно, то чтобы на дерево залезли и не сажали понапрасну телефон. Сами договариваемся встать в 4 утра и собирать, если будет погода, аппарат, чтобы поискать девчонок с воздуха. Усугубляем снятие стресса с родителей ещё парой рюмок беленькой и я отваливаю спать.

Без четверти четыре вскакиваю сам. Без всякого будильника. Моментально вспоминаю почему я, собственно, подскочил. Выглядываю на улицу и о чудо – погода шепчет. Небо чистое, ни облачка, совсем лёгонький ветерок. Начинаю со всей возможной скоростью собирать аппарат. Николай отзванивает Галке и наказывает умереть, но костёр развести! И чтобы было побольше дыма. Спать он конечно так и не ложился, а коротал время в ожидании рассвета у нас на кухне время от времени снимая стресс. Но он бодр, трезв и готов к действию и даже помог вытолкать аппарат.

Сборка идёт быстро. "Помогальщиков" отгоняю – они только мешают сейчас. Использую их рвение только в моменты, требующие приложения физических нагрузок. И тут, вешая крыло, краем глаза замечаю ползущую в нашем направлении стену. Похоже это туман. Вроде вдоль земли стелится. Успеть бы...

Наконец прикручиваю переговорку, подсоединяю к ней свой сотовый и записываю в него телефон Галки – может сгодиться. Прогреваю аппарат по минимуму – прогреется пока качусь по рулёжке до поля. Влезаю в аппарт, пристёгиваюсь на ходу. Вот наконец и полоса. Взгляд на туман, который уже рядом. Мысль о том, что всё же, наверно, мне не успеть. Газ в пол.

Взлетаю "с хода". Предвзлётную молитву прочитал про себя ещё по дороге. Через минуту, или даже меньше, погружаюсь в молоко. Подумалось - зря взлетел. Никого я не найду в этом тумане, а уж дыма и подавно не увижу. Туман не очень плотный, но видимость всё равно только 50-70 метров и вверх и вниз и вбок... Над лесом на такой высоте не пойдёшь – опасно. Я нашу высоковольтку-то скорее угадал, чем разглядел, когда над ней проходил. Значит выход может быть следующий - либо садиться и искать позже. Либо попробовать пробить этот туман и барражировать над ним пока он не сядет.

Выбираю второй вариант, набираю высоту. На 180 метрах выскакиваю из тумана и поднимаюсь ещё на полсотни метров выше. Не хило – этот туманный пирог аж 180 метров толщиной! Оглядываюсь. С той стороны, откуда этот туман наползал, конца и края ему невидно. Так что если барражировать, то долго. Но бензина на 3 часа. Точно не меньше. Я перед вылетом долил. Приходит мысль, что если движок сейчас откажет, то нужно использовать спассистему и это без вариантов. Самое плохое, что непонятно в какой стороне от болота Чистый мох сейчас находятся девчонки. То ли с запада, то ли с юга. Знать бы хотя бы приблизительно район и тогда, как только туман рассеится, им можно было бы подсказать в какую сторону им нужно идти относительно солнца, чтобы выйти к людям или на дорогу или на берег речки. Тут в голову приходит идея всё же проработать районы западнее и южнее болота и попытаться хотя бы определить район.

Эврика! У меня ведь есть с собой телефон! Мозги всё же ещё не совсем окостенели от старости! Звоню Галке. Говорю, что я сейчас буду летать над туманом, а ей нужно перезвонить мне сразу после того, как я пройду точно над их головами. Слышать то они меня и в тумане услышат.

Снижаюсь к верхней кромке тумана. Превым для обследования намечаю район к западу от болота. Начинаю облёт по спирали, от края намеченного района к центру. Между витками беру приблизительно метров 300. Всё как в дайвинге при поиске обьекта в мутной воде. Только там вместо GPS-а верёвочка. А гонами или квадратами здесь искать нерационально – больше бензина на развороты потратишь. Но звонка всё нет. Неужели не тот район наметил?

Перезваниваю сам и это провидение! Девчонки всё время слышали меня где-то далеко, а тут я как раз прохожу прямо над ними! Немедленно жму кнопку на GPS "человек за бортом" и координаты записываются в GPS. Всё, задача выполнена. Что можно было пока сделать - сделано. Теперь понятно где девчонки блуждают и куда им нужно идти после того, как выглянет солнце. По карте GPS -а они на самом краю болота в 8-ми километрах от нашей деревни. Как же их сюда занесло и сколько же им пришлось протопать краем болота, пересекая ручейки и боковые болотины. Километров 16-18, никак не меньше. Тем более, что блуждать они начали с четырёх часов дня накануне. Сильны!

Активирую в GPS-е курс на ВПП. До неё мне всего-то минут 5 лёту. Иду пока над туманом до 4-го разворота, который намечаю себе подальше от полосы.

Вот и точка 4-го. Ложусь на курс вдоль полосы и начинаю снижение по приборам, не отклоняясь от курса. Моя задача держать аппарат ровно, чтобы указатель курса стоял как вкопанный и скорость снижения была до высоты 50 метров не больше 2м/сек. Подумалось, что если туман совсем плотный у земли, то дальше скорость снижения возьму 0,5 м/сек и буду садиться вслепую. С такой вертикальной скоростью успею выровнять аппарат, а можно даже и не выравнивать. Хорошо, что полоса у меня целых 300 метров. Задача попасть в первые 200 тогда 100 метров остаётся на торможение. Увеличиваю масштаб карты в GPS-е и наблюдаю соотношение высоты и расстояния до полосы.

Всё же мне сегодня везёт. На высоте метров 80 начинаю различать деревья и очертания коровника – благо заходил с этой стороны. Значит я уже знаю где полоса и проблем с посадкой вслепую не будет.

Так и оказалось. Полёт вместе с поиском занял всего-то полчаса.

Родителям девчонок я позвонил ещё в воздухе, чтобы не волновались. Мы вместе пошли пить кофей и ждать погоды. Опять позвонили Галке и сказали, что как только выйдет солнце им нужно идти так, чтобы оно светило им сзади и чуть в правое плечо. И тогда они выйдут на единственную лесную дорожку в тех краях.

Кофей пришлось пить долго, аж до 10 часов. Но как только через разрывы в тумане начали угадываться первые кусочки неба я решил вылететь снова и ходить вдоль этой лесной дорожки, пока не увижу на ней девчонок. Потом хотел позвонить и направить их на нормальную дорогу откуда их можно было бы подобрать, подъехав на машине .

Опять взлетаю. Выхожу в заданный район и хожу прямо над верхней кромкой тумана вглядываясь в зелень леса и болота. Солнышко работает уже вовсю и над остатками тумана начинает трясти. То вниз, то вверх, снова вниз, снова вверх. Но подниматься выше не хочется – боюсь не увижу. 10 минут полёта, 20. Тут понимаю, что меня начинает укачивать. У меня вообще плохой вестибулярный аппарат за что и был признан, в своё время, непригодным к поступлению в Ейское лётное.

30 минут полёта, 40 но на дорогу девчонки всё ещё не вышли. Понимаю, что на этой высоте меня здорово укачивает. И похоже уже укачало не по- детски. Над оставшимися клоками тумана, бросает то вверх, то вниз. Солнечные качели работают уже вовсю.

По лицу поползли липкие капли пота. Понимаю, что ещё немного такого полёта и сознание может просто отключиться. Поднимаю стекло шлема. Чуть полегче, но всё же не выдерживаю. Поднимаюсь ещё на 50 метров и здесь уже нет никакой качки. Правда и землю хуже видно.

Наконец на 50-й минуте замечаю внизу движение. Вижу ядовито зелёный брызговик одной из девчонок. Они машут руками и бегут по лесной дорожке, но совсем не в ту сторону куда нужно Так им до деревни топать 8 километров и на машине по этой дорожке не подъехать. Ничего, сейчас позвоню, направлю их на нужный курс и домой. Но телефон Галки не отвечает. Набираю снова и снова. Нет связи. Похоже вырубился.

Шальная мысль – а не сесть ли на лесную дорожку? Заодно и узнаю в каком они состоянии. Им ведь ещё до проезжей дороги километра полтора топать. Оцениваю дорожку в качестве ВПП. Рисково. Всё впритык. Но вроде ветерок поддувать начал и это хорошо – пробег и разбег короче будут. Нужно бы пониже эту дорожку просмотреть на предмет канав, камней и прочих прелестей. А длины мне кажется должно хватить при таком ветерке.

Highslide JS

Захожу первый раз на разведку – вроде неприятностей нет. Правда колеи глубоковаты. Как бы переднее колесо не соскользнуло с межколейного бугра, заросшего быльём. Быльё то винтом скосим – это трава, а не кусты, но за землю бы хорошо винтом не цепануться когда основные шасси в колею встанут. Да вроде тоже не должен цепануть, если не приплюхну аппарат при посадке так, что рессоры сильно прогнутся. А так вроде оттормозиться должен успеть до впереди растущей берёзки. Единственное что плохо - чуть изгибается полоса-дорожка. Ведь массе дельталёта не обьяснишь, что ей нужно двигаться по кривой. А пока переднее колесо не приобретёт сцепление с землёй, дельтик будет двигаться строго прямо. Учитывая, что садиться придётся точно в колеи, да и травка сырая после ночи, вот именно этот небольшой изгиб дороги и может привести к соскальзывания переднего колеса.

Второй раз захожу ещё ниже, примериваясь к посадке, но перед самым касанием даю газ и ухожу на круг. Чувствую - должно получиться. Краем глаза замечаю, что девчонки отошли в сторону, поняли мой манёвр и ждут.

Третий круг, решаюсь. Захожу на посадку. Дальше воспроизвести в точности сейчас не смогу. В колеи основным шасси попал. Переднее колесо удержал и оно в колею не соскользнуло. Винт о межколейный бугор так же не цепанул и до берёзки, ограничивающей полосу, осталось некоторое расстояние. Всё же сегодня мне определённо везёт!

Позже Андрей Кареткин задал мне вопрос:”Можно ли было не садиться?” Подразумевалось, что только ненормальный будет садиться в лесу. Ответ - можно. Девчонкам, конечно, можно было бы попробовать обьяснить куда идти, махнув рукой. Но честно говоря я беспокоился за их состояние (прилично протопали болотом) и то, что они всё еще не знали где находятся, куда идти, где ждать. Кроме того, читатель вероятно испытывал в своей жизни состояние, когда он “чувствует” машину. Именно такое чувство было и у меня в то утро. Иначе точно не решился бы.

Итак сел. Глушу. Механически отмечаю, что второй полёт длился 55 минут. Ко мне с радостным воплем «дядя Саша» просто несутся девчонки (откуда только силы нашлись?).

Вылезаю, курю, снимаю шлем и мокрый подшлемник. Хорошо. Тихо. Ветерок так ласково обдувает и охлаждает. Спрашиваю горе путешественниц - вы как ? Идти хоть сможете? Тут уже не далеко - сможем. Бойкая Наталья выдаёт сокраментальную фразу: «мы есть хотим, мы пить хотим!». Галка более сдержанна, но тоже видно, что рада наконец увидеть живого человека .

Об их приключениях и пережитом красноречиво говорит их внешний вид. Дождевики рваные в лохмотья, на лицах какая-то тина или паутина, обе грязные до неузнаваемости и мокрые по небалуйся и даже чуть выше. Ноги тоже наверняка сбиты – без портянок в сапогах лазить по болоту. Обьясняю, что идти им нужно вон в ту сторону, там будет проезжая дорога и там нужно нас ждать. Мелькает мысль – а может их по одной по воздуху домой доставить – но это несостоятельная мысль. Тут чтобы одному взлететь нужно молиться, а за двоих и молиться бесполезно. Точно не впишусь.

Перекатываю аппарат на исходную. Девчонки даже стараются помогать. Завожу, читаю про себя вместо предвзлётной молитвы «Отче Наш», давлю полный газ.

Отрыв. Сразу после отрыва даю крен и отворачиваю от летящей на меня берёзки. Жаль не было ничего под рукой, чтобы её спилить. Без неё было бы на порядок спокойнее. В наборе крыло проходит буквально в пяти метрах от берёзки, но проходит. Всё, взлетел!

До дома лёту всего-то 5 минут, да ещё и ветерок попутный. Сажусь без проблем. Родители девчонок уже ждут в машине с водой и бутербродами. Теперь я должен им показать куда девчонки выйдут и откуда их забирать. Пересаживаюсь из Форсажа в машину.

Вроде лёту всего-то 5 минут, а в обьезд добираемся аж 40 минут. Наконец, замечаем в жухлой придорожной травке наших путешественниц. Они лежат уже расслабившись без сил.

Радость встречи. Практичная Наталья сразу приступает к уничтожению бутербродов. Галка предвкушает встречу с отцом, который ждёт её в деревне и кусок в горло ей пока не лезет.

В общем хорошо то, что хорошо кончается. Все довольны. Всё закончилось.

По возвращению в деревню мы, кажется, пили водку за Сверх Лёгенькую Авиацию, за путешественниц, за дельталёты, за переживания родителей в общем много за чего. В общем слегка пили. А может и не пили и это сейчас уже мне кажется. Но вообще-то должны бы были...

Highslide JS

Девчонки обещали взлететь со мной, что в последствии и исполнили.

А c тех пор точно нет вопросов в нашей деревне - быть или не быть сверхлёгкой авиации.

Как же полезно бывает иметь с собой на борту сотовый телефон!

 

2007 | 2006, Зима

Кареткин учит...
Даша - дочка нашего священника
Крыло было расчалено "по буржуйски"
Утренний туман
Яркая зелень плавучих островков
Болото "Чистый мох" раскинулось на многие километры
Лесная ВПП
Галка и Натаха выполняют обещание
© aes 2007