Путь в трёх измерениях...

1.2.1. Мототележка.

Мототележка предназначена для размещения экипажа, силовой установки, шасси, оборудования и багажа.

Рис 2.Мототележка – общий вид.

1-передний подкос; 2-складывающийся вертикальный пилон; 3-вертикальный силовой контур; 4-моторама; 5-подкос моторамы; 6-передний диагональный подкос; 7-носовая труба; 8-горизонатльный силовой контур; 8-узел подвески к крылу; 9-узел подвески крыла

Рис 3.Габариты мототележки.

Вертикальные габариты мототележки

  • -высота, мм…………………………………………………….1850
  • -клиренс воздушного винта, мм………………………………400

1.2.1.1. Каркас мототележки

Каркас мототележки представляет собой ферменную конструкцию из набора дюралевых труб, усиленных в местах воздействия сосредоточенных нагрузок и испытывающих повышенные нагрузки при эксплуатации.

Основными составляющими каркаса мототележки являются – вертикальный силовой контур, на котором установлены силовая установка и крыло, горизонтальный силовой контур, на котором установлено шасси, приборное оборудование и экипажная часть.

Оба контура связаны передними и задними диагональными подкосами, которые фиксируют вертикальный контур относительно горизонтального. В полётном состоянии, силовые контуры мототележки дополнительно связываются съемным передним пилоном, назначение которого – разгрузить вертикальный контур от изгибных нагрузок в полёте и сыграть роль ограничителя хода ручки управления.

Вертикальный контур собран из труб сечением 45 х 2,5; 55 х 3,3 и дополнительных местных усилений. Через весь вертикальный пилон проложен страховочный трос. Вертикальный пилон складывается с помощью поворотного узла, расположенного над сиденьем пассажира. Наклон вертикального пилона обеспечивает монтаж и демонтаж крыла.

Рис 4.Шарнир вертикального силового пилона

1-вертикальный пилон; 2-шпилька разъема; 3-гайка корончатая; 4-контровочное кольцо, 5-расширительный бачок.

В верхней части вертикального пилона расположен узел навески крыла, который является эксплуатационным разъемом. Узел снабжен пакетом резинометаллических сайлентблоков, назначение которых – снимать пиковые нагрузки, скручивающие вертикальный пилон во всех расчетных случаях эксплуатации и снижать уровень вибраций, передаваемых на крыло.

Крыло крепится в узле навески шпилькой М12 из высокопрочной стали. Узел имеет  страховочную тросовую петлю.

Горизонтальный контур собран также из труб 45 х 2,5 и 55 х 3,3. Носовая часть в месте установки передней опоры шасси усилена стальным «чулком».

Элементы каркаса мототележки изготовлены из материала Д16Т. Крепеж – из стали, класс прочности не ниже 8.8, детали и крепеж имеют защитное покрытие.

1.2.1.2. Сиденья

Сиденья лётчика и пассажира состоят из ременного каркаса и подушек. Сиденья установлены по схеме тандем. Подушки сидений крепятся к ременному каркасу текстильной застёжкой. Сидения пилота и пассажира снабжены четырехточечными привязными ремнями, регулируемыми по длине, и оснащены быстродействующими замками.

Сиденье пилота закреплено на поперечине горизонтального силового контура, передних диагональных подкосах и поперечине крепления сидений, связывающей передние диагональные подкосы. Поперечина крепления сидений может переставляться для регулировки расстояния, на котором кресло пилота находится от педалей.

Сиденье пассажира закреплено на узле вертикального силового контура, передних диагональных подкосах и поперечине крепления сидений

1.2.1.3. Шасси

Шасси предназначено для взлёта, посадки и управления ДЛ при передвижении по земле. Шасси – неубирающееся, трехопорное, с управляемым передним колесом.

Рис 5.Передняя опора шасси

Передняя опора шасси – стальная  сварная вилка, шарнирно закрепленная в носовой  части горизонтального контура. Вилка – рычажно-тянущая, c пружинной амортизацией колеса.

Колесо – пневматик камерный 410x160 мм. Ступица колеса – из алюминиевого сплава, снабжена гидравлическим тормозным устройством дискового типа.  Педаль управления тормозом  расположена на левой подножке. В процессе эксплуатации следует следить за уровнем тормозной жидкости и за тем, чтобы она не подтекала через соединения. Система рычагов тормозного устройства подобрана так, чтобы исключить непреднамеренное капотирование ДЛ при чрезмерном торможении на ВПП с высоким коэффициентом сцепления.

В конструкции подшипниковых опор переднего колеса применены подшипники закрытого типа. В эксплуатации они не требуют ухода, тем не менее, нуждаются в периодическом осмотре в соответствии с РТО ДЛ «ФОРСАЖ».

Угол поворота вилки – 40 градусов в обе стороны.

Устойчивость переднего колеса от самовозбуждающихся колебаний типа шимми достигается выносом оси вилки относительно точки касания колеса поверхности.

Рис 6.Основные опоры шасси – общий вид.

Основные опоры шасси – снабжены композитными рессорами толщиной 20мм, которые не требуют обслуживания в процессе эксплуатации. Износу подвержена резиновая прокладка между рессорами и каркасом мототележки, следует следить за её состоянием и своевременно заменять не реже, чем один раз в два года. Рессоры способны выдерживать довольно серьезную динамическую нагрузку. Прогиб рессоры со стороны колеса может достигать 20 см.

Рессоры не требуют регулировки под какую-либо конкретную нагрузку в пределах максимальной взлётной массы аппарата, оговоренной в руководстве по эксплуатации.

Рессоры колес независимые, что обеспечивает повышенную мягкость хода по неровностям.

Рис 7. Основное шасси.

1 – резиновая прокладка рессоры, 2 – пластиковая рессора, 3- обтекатель колеса

Колеса шасси авиационные пневматики 410 х 160 мм . Ступицы из алюминиевого сплава, снабжены закрытыми подшипниками. Ступицы фиксируются на осях корончатыми гайками со шплинтом.

Рабочее давление в пневматиках всех опор – 1,5 атм.

Задние колеса снабжены обтекателями из пластика ABS. Обтекатели крепятся болтами к рессорам. Необходимо следить за тем, чтобы обтекатели были надёжно прикручены.

1.2.1.4. Обтекатель

Рис 8. Носовой обтекатель

Носовой обтекатель изготовлен из пластика ABS, состоит из четырех частей – верхней, нижней и двух боковых выступов. Части обтекателя скреплены между собой винтовыми соединениями. На обтекателе крепится лобовое стекло, защищающее пилота от ветрового потока. Обтекатель защищает ноги пассажира от ветрового потока боковыми выступами. При необходимости установки специального оборудования, боковые выступы обтекателя могут быть демонтированы.

1.2.1.5. Сборка мототележки.

  • снять чехол с мототележки;
  • снять транспортировочный подкос;
  • поднять вертикальный пилон до упора;
  • зафиксировать вертикальный пилон в поднятом положении шпилькой разъема с корончатой гайкой и контровочным кольцом, как показано на рисунке 4.
  • установить передние подкос, зафиксировать его шпильками с контровочными кольцами;
  • установить подушки сиденья на ременной каркас и закрепить их текстильными застёжками.

назад | оглавление | дальше

© aes 2007